Мультикультурализм и национальный код в эпоху глобализации

0 208

Термин мультикультурализм прочно вошел в научный оборот политологов и соцологов современности. При этом данное понятие было впервые ввеедно научный оборот теоретиками либерализма в 60-х годах прошлого века в Канаде и в некоторых странах Европы.
В современном мире живут более 2000 народов разных культур и вероисповеданий. А в ООН в настоящее время входит около 200 государств. Это значит, что народы должны вместе как-то сосуществовать. Мультикультурализм подразумевает мирное сосуществование разных культур и религий в одном целом государстве.
В Казахстане в мире и согласии проживают более 18 млн. человек разных культур и конфессий. Каким образом государстве смогло достичь мирного сосуществования и согласия, ведь у каждого этноса, у каждой религии – свои интересы? Секрет в эффективной национальной модели межэтнического и межконфессионального согласия, созданной в нашей стране. Уже почти 30 лет казахстанский мультикультурализм демонстрирует хорошие результаты.
Казахстанский опыт показывает, что мультикультурализм – самая оптимальная форма сосуществования народов в полиэтнических государствах. В Казахстане огромное внимание уделяется развитию культуры каждого этноса и, одновременно, усилению межкультурной коммуникации и интеграции. По инициативе Первого Президента РК — Елбасы Н. Назарбаева в 1995 году в Казахстане была учреждена специальная общественная организация – Ассамблея народа Казахстана, она отражает интересы представителей всех этносов, проживающих на территории республики. Сейчас Ассамблея консультативно-совещательный орган при Президенте Республики, для защиты интересов этнических групп 9 депутатов избираются в парламент от Ассамблеи.
В Нур-Султане создана площадка конструктивного межконфессионального диалога – это Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Проведение съездов в Казахстане имеет большое значение для развития мультикультурализма.
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев отметил, что духовной модернизации предполагает изменения, во-первых, в рамках национального сознания, во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт. В основе национального кода любой страны лежат язык этого народа, его культура, традиции и религия. Уникальная комбинация этих элементов создает неповторимый национальный код любого народа. Эти факторы также влияли на формирование национального кода Казахстана. Казахстанский национальный код включает такие элементы, как религиозная толерантность, гибкость, уважение других этносов и других религий, открытое сознание.
В программной статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее — модернизация общественного сознания» отмечено, что от результатов деятельности по модернизации сознания во многом зависит достижение Казахстаном всех поставленных стратегических целей. Сегодня видно, что задачи, поставленные Главой государства в духовной сфере, нашли широкую поддержку в обществе.
Программная статья «Взгляд в будущее — модернизация общественного сознания» появилась в тот момент, когда в обществе назрела потребность изменений в духовной сфере Когда весь мир волнуют вопросы самоидентификации, мы должны сохранить свой национальный код, пишет Нурсултан Назарбаев. Нам необходимо расширить границы национального самосознания, при этом сохраняя главное, лучшее в нашем национальном менталитете. Исторически, мультиконфессиональное и полиэтническое общество, в котором мы все росли и формировались, оказало огромное влияние на национальный код. Народ Казахстана исторически состоит из представителей множества этносов. Еще в XVIII веке началось переселение на территорию Великой Степи русских, украинцев и представителей других национальностей. Российская империя, защищая внешние границы, выдвинула огромные количества казаков из Сибири, Поволжья и регионов современной Украины. Тогда началось активное взаимодействие между переселенцами и казахами-кочевниками. В 1930-е годы сталинских репрессий из центральных районов Союза в Казахстан было сослано 250 тыс. крестьян. В разные годы в республику были депортированы 800 тыс. немцев, 102 тыс. поляков, 550 тыс. представителей народов Северного Кавказа, около 100 тыс. корейских семей с Дальнего Востока. Казахские семьи, сами подвергшиеся репрессиям, приняли и поддержали депортированных переселенцев. Для освоения целины в Казахстан переселили более 2 миллиона человек из России, Украины и Беларуси. В то же время на строительство промышленных объектов со всех уголков страны в Казахстан прибыло около 1,2 млн. человек. Все эти процессы постепенно формировали тот общественный и социальный код, с которым казахстанское общество вступило в XXI век. Это было взаимное проникновение культур.
Казахстанская идентичность формировалась на основе традиционного мировоззрения жителей Степи, чьими исконными ценностями были доброта и щедрость, гостеприимство и взаимопомощь, любовь к детям и уважение к старшим. Эти ценности передавались и людям других этносов, которые жили на одной земле с казахским народом. Общеизвестно, что мультикультурализм как политический феномен имеет определенные исторические формы.

Leave A Reply

Your email address will not be published.